В основном все дети примитивисты, а точнее сказать – “наивисты”.
Их искусство чисто, светло, наивно и просто. Главное в нём – момент стихийности.
Предельно ограниченный в художественных средствах, чтобы развить свою мысль, ребёнок,
опираясь на свой творческий инстинкт, находит удивительные решения, самостоятельно открывает
изобразительные законы. Так возникает какой-то особенный, сконструированный детьми мир, особенная
связь вещей и явлений, когда объективная действительность, благодаря воображению юного художника
преобразовалась в его сознании, породив совершенно новое и неожиданное образование, например – крылатых слонов,
оранжевых верблюдов, перевёрнутую перспективу и другие чудеса. Сколько же таких чудес детского творчества прошло мимо нас.
Мы не умеем “читать” детские творения, а потому, когда ребёнок рисует лист бумаги, мы не глянув иногда просто выбрасываем рисунок в корзину.
По сравнению с ребёнком каждый из нас чувствует себя, естественно, взрослым и,
следовательно, с долей превосходства. Нам кажется, что мы разбираемся в детских работах, мы судьи!
Но это только кажется. В детском творчестве разбираться не менее сложно, чем во взрослом.
Есть понятия “абстракция”, “абстрагирование”. Все великие художники, обладая богатством
творческого опыта, рисуя, опускали несущественные черты, выделяли главные. Эта способность к обобщению и есть так
называемая условность в искусстве. Но дети не обладают жизненным опытом и, поскольку, их безмерно интересует наш мир,
они никогда не отрываются от реальности. А помочь понять, и в меру способности ученика, грамотно изобразить её,
правильно построить композицию, перспективу, найти нужное цветовое решение – есть задача педагога.
Невероятно важно для учеников иметь информацию об этапах, пройденных человеческим обществом
в искусстве, тренировать свой эстетический вкус на искусстве реализма, уметь понимать искусство импрессионистов,
авангардистов, уметь видеть примитивистов – словом, учиться чувствовать язык искусства.